Friday, April 1, 2011

КАМЕННЫЕ БАБЫ ИЗ ХОЦОО*



*Работа выполнена в рамках проекта “Восточная Монголия” выполненного при финансовой поддержке Центра по изучению Азии, МонГУ и Корейская Фонда KFAS, Южная Корея
С конца XIX века начались ия исторических памятников, которыми богат регион Восточной Монголии и исследования, которые начали ввести их в научный оборот. Важную часть этих исследований занимают каменные бабы и петроглифы. Первым, в 1899 году М.В. Палибин отметил в путевых заметках о грубых каменных бабах, находящихся в долине реки Керулен, в местности Бичигт [Баяр, 2009, с. 197]. 
В 1927 году советский ученый В.А. Казакевич обнаружил 17 каменных баб, на территории Дарьганга, находящейся на Юге Востоке Монголии, которых относил к древнетюркскому периоду, тем самым, положил начало исследованиям каменных баб [Казакевич, 1930, с. 1-30].
Вслед за ним, по каменным бабам этого региона работали А.А. Амстердамская, К.В. Вяткина [1959], Н. Сэр-Оджав [1963], Х. Пэрлээ [1977], Д. Баяр [2002], Л.Л. Викторова [1980], И. Эрдели, Г. Мэнэс [1995, с.73-81, рис. 1-8] и опубликовали десятки научных статьей и монографии. В последние годы в рамках правительственной программы по защите исторических памятников начались в этом же регионе, Хэнтэйском и Сухэ-Баторском аймаках научно-изыскательские работы, по документации каменных баб и петроглифов [Энхбат и др., 2008].
В результате этих работ в названном регионе, установили, что существуют две группы каменных баб, относящиеся двум разным культурно-историческим и хронолическим периодам: VI-VIII вв., древнетюркскому и XIII-XIV вв., монгольскому периодам.
Привлекает внимание высказывание Х.Пэрлээ о необходимости дальнейшего сравнительного исследования антропоморфных изваяний входящие в комплекс плиточных могил, которые установлены рядом по 1-3 экземпляру, и каменных баб из Сухэ-Батора [Пэрлээ, 1977, с. 14; Даваацэрэн и др, 2008, с. 82-86].
В настоящее время интенсивно проводятся археологические исследования на территории Монголии и обнаруживают интересные памятники. Одним из них является ранее не встречавщиеся, своеобразные каменные бабы и камень с углублением, на котором изображены геометрическая фигура (ромба), лошади и линии, из местности Хоцоогийн Булаг, сомона Гурванзагал, Восточного аймака (Рис. 1), N48°59'22.9", E114°18'59.6", 853 м над уровнем моря.
Во время экспедиции по аймакам восточного региона, в июне 2009 года преподаватель Кафедры Археологии Улан-Баторского Университета Э.Мижиддорж, обнаружил по устным сообщениям местных жителей вышеупомянутый памятник и провел исследование. А также в рамках проекта “Восточная Монголия”, группа исследователей из Кафедры Археологии и Антропологии Монгольского Государственного Университета; Д.Түмэн, Д.Наваан, М.Эрдэнэ, Г.Анхсанаа, Д.Хатанбаатар, провели исследования названного памятника.
Предлагаемый Вашему вниманию новый памятник находится в 40 км к западу от центра сомона Гурван Загал, на правом возвышении русла высохшей реки. Стоят две каменной бабы рядом с севера на юг и близко к ним лежит камень с изображениями, выступающий из поверхности земли (Рис. 2).
Мы пронумеровали условно, северную 1, южную 2.
Первая каменная баба: плитообразный камень, закопанный в длину, с севера на юг, большинство наземной части полированное, и на западной стороне плоскости рельефно изображено лицо человека. Опредилить антропологический (расовый) тип затруднительно. Высота каменной бабы 70 см, , ширина 52 см, на левой части толщина 12 см, правая часть тоньше, толшина 6 см, толшина верхней части 9 см, на правом верхнем углу отколот кусок 27 см. Отчетливо видны части лица: брови, глаза, нос, подбородок и рот (Рис. 3).     
Вторая каменная баба: установлена на 20° к юго-востоку, на 1,6 м от первой каменной бабы. Верхняя часть точно также, как и предыдущая, полирована, ближе к вершине изображено лицо человека, которое сильно подвержено эрозии. Высота этого памятника 58 см, ширина 46 см, толщина 21 см. Внизу изображения лица овальный круг и сверху этого же круга высечен треугольник с тупым углом вниз.
На обратной стороне камня изображен круг, с которого тянется вниз линия, пересекается с пятью короткими линиями. К этому камню с правой нижней стороны примыкает и чуть выступает с земли ромбовидный камень. Наибольшая его длина 1,18 м, ширина 83 см (Рис. 4).     
Этот камень специально полирован и в посередине изображены (высечены) две параллельные линии и четыре лощадей, спиной к линиям. Возможно, изображение лошадей было больше (Рис. 5).           .
Вообще подобные петроглифы очень редко встречаются в восточном регионе Монголии, можно упомянуть петроглифы из Будрын чулуу [Цогтбаатар, Гэрэлбадрах, 1999, с. 66-72], Цагаан элэг [Батсайхан и др., 1998]. Поэтому, петроглиф из Хоцоогийн Хад из Восточной Монголии можно считать редкостным и и важным для археологических исследований.
Если проводить сравнительный анализ с другими петроглифами, по технологии изображений и по стилю можно датировать бронзовым веком [Дорж, Новогородова, 1975, с. 39-44, рис. 8, 13; Цэвээндорж, 1999, табл. 30, рис. 10, табл. 40, Рис. 1].
Однако, каменные бабы из Хоцоогийн Хад, по всем характеристикам, являются уникальными первыми с территории Монголии.
Тем не менее, ученые давно отмечали, что плиточные могилы на стороне восходящего солнца имеют каменные стелы. Например, Х.Пэрлээ отмечал, что в группе плиточных могил у главной могилы установливали стелу [1977, с. 18].
Возможно, большая плиточная могила возле каменных баб из Хоцоогийн Хад, находящаяся на их северо-западной стороне, подтверждает эту закономерность и указывает ее связь с другими такими же памятниками.
Этот вопрос ждет дальнейшего, всестороннего сравнительного исследования не только на территории Монголии, но и в других соседних странах.   

Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: Материалы докладов V (L) Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых, Иркутск, 4-9 апреля 2010 г. – Иркутск, «Оттиск», 2010. с. 389–393.

                    Г.Анхсанаа, Э.Мижиддорж

Литература

Батсайхан З., Төрбат., Эрдэнэбат., Цагаан элгийн хадны зураг. // МУИС. Эрдэм шинжилгээний бичиг. №4(133). – Улаанбаатар, 1998.
Баяр Д. Монголчуудын чулуун хөрөг (XIII-XIV зуун). - Улаанбаатар, 2002. -256 с.
Баяр Д. Дорнод Монголын хүн чулууг судалсан нь. // Eastern Mongolia and Northern Culture. 2nd International Conference. April, 2009. Ulaanbaatar State University. т. 197-204.
Викторова Л.Л. Монголы. Присхождение народа и истоки культуры. - Москва, 1980.
Вяткина К.В. Археологические памятники в Монгольской Народной Республике. Советская этнография. -1959.- №1
Даваацэрэн Б., Эрдэнэбаатар Д., Соёл-Эрдэнэ Г., Новый памятник, найденный из Восточной Монголии // УбИС. Нийгмийн Шинжлэх Ухааны Эрдэм Шинжилгээний Бичиг. №4(3). - Улаанбаатар., 2008. С.82-86
Дорж Д., Новгородова Э.А., Петроглифы Монголии. Часть I. - Издательство АН МНР-Улан-Батор., 1975. - 231 с.
Казакевич В.А. Намогильные статуи в Дариганге. Материалы комиссии по исследованию Монгольской и ТТНР и Бурят-Монгольской АССР. Вып.5, Ленингр. пед., 1930. С.1-35
Мэнэс Г. К археологической характеристике северовосточной и западной групп каменных статуй Монгольского времени //Studia archeologica. Tomus XV, Fasciculus 8, Улаанбаатар, 1995. С.73-81
Пэрлээ Х. Хүн чулууны үүсэл хувьсалыг судлах тухай // Studia archeologica. Tomus VII, Fasciculus.2, Улаанбаатар, 1977- С.14-19
Сэр-Оджав Н. Сүхбаатар аймагт явуулсан эртний судлалын хайгуулын ажлын тухай. 1961 оны хээрийн шинжилгээний хэрэглэгдэхүүн // Studia archeologica. Tomus III, Fasciculus.2, Улаанбаатар., 1963.- т.3-29
Цогтбаатар Б., Гэрэлбадрах Ж., Бударын чулууны хадны зураг //Studia archeologica. Tomus XVII, Fasciculus.5, Улаанбаатар., 1997. т.66-72
Цэвээндорж Д., Эртний урлагийн түүх, - Улаанбаатар, 1999, 310 с.
Энхбат Г., Оюунбилэг З., Даваацэрэн Б., Монгол нутаг дахь түүх, соёлын үл хөдлөх дурсгал. I Боть, Хэнтий аймаг, II Боть, Сүхбаатар аймаг, Улаанбаатар, 2008
Приложение

Рис. 1. Хоцоогийн булаг, Восточная Монголия
 
                                    Рис. 3. 4.  Первая каменная баба, Вторая каменная баба
Рис. 5. Петроглиф

1 Сэтгэгдэл:

Anonymous said...

very impressing my good old friend G.Ankhsanaa
good luck

Doctor JR.Wales
USA- The uniersity of chicago

Post a Comment